Литвинцева Елена Викторовна МБДОУ «Ромашка» музыкальный руководитель
Комплекс ритмических игр с палочками (клавесами)
С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Тем самым работа становится увлекательной и интересной. Играя на клавесах, дети учатся: - манипулировать палочками, развивают координацию рук; - находить различные приёмы звукоизвлечения; - ритмично передавать метр и ритм стиха; - развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание; - развивается творческая активность, изобретательность, фантазия. Игра№1 «Делай как я». Задача – учить детей реагировать на смену движений. Варианты игры: - шагать палочками по полу «топ-топ»; - стучать палочками «тук-тук»; - стучать «шляпками» палочек; - стучать основаниями палочек; - перекатывать в ладошках, «греть» палочки; - катать «колбаски» по полу; -стучать палочками над головой; - прятать палочки за спиной. Методические рекомендации: Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки. Игра №2 «Эхо». Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках. Ход Игры: Дети встают или садятся по кругу. Педагог выстукивает палочками ритмический рисунок. Дети повторяют. Роль ведущего педагог может передать словесным сигналом: «Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок, который повторяют все дети. Саша передаё т роль ведущего словесным сигналом: «Маша». Маша продолжает игру. Игра может сопровождаться звучанием музыки. Методические рекомендации: Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов, что тренирует у детей память, чувство ритма, развивает тембровый слух и детское творчество: умение создать собственную модель. Игра №3 «Ножки». Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры: Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог) Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно) Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог) Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее) Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог) Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе) Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог) Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках) Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог) Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу) И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу) Игра №4 «Маленькие ушки». Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры: Маленькие ушки (поставить палочки на голову) Превратились в мушки, (вращать палочками в воздухе) А потом в лягушки, (стучать палочками справа – слева по полу) И в колотушки, (стучать палочкой о палочку) И в топотушки, (стучать палочками по полу) И в потягушки. (потянуться руками) Игра №5 «Гвоздь и молоток». Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры: Вот гвоздь, молоток. (показать палочки поочерёдно) Мы построили мосток. (стучать палочкой о палочку) Мы по мостику пойдём («шагать» палочками) И друзей себе найдём. (стучать палочками по полу одновременно) Игра №6 «Петушок». Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры: Посмотри-ка: по дорожке Ходят маленькие ножки, (стучать палочками поочерёдно по полу) На головке гребешок, (стучать палочками над головой) Кто же это? (развести руки в стороны) Петушок! (стучать полочками одновременно по полу)
Игра №7 «Пельмешки». Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры: Ручки помыли, (перекатывать палочки в ладонях) Тесто замесили. (катать палочки по полу ладонями) Станем без спешки Стряпать пельмешки. (стучать палочками поочерёдно по полу) Слышишь, баба? (стучать у правого уха) Слышишь, дед? (стучать у левого уха) Приходите на обед! (стучать палочками одновременно по полу) Игра №8 «Буратино». Задача: развитие координации рук. Ход игры: Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу) Задаё т один вопрос: (другой по ней стучать) -Кто кричит в лесу «ку-ку»? (стучать «шляпками» горизонтально) Кто пасётся на лугу? (стучать «шляпками» вертикально) Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек) Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно) Игра №9 «Индейцы». Задача – манипулировать палочками, передавать содержание игровыми действиями. Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть : Давайте представим, что наши палочки волшебные. Сейчас мы поколдуем (дети вращают палочками перед собой, скажем волшебные слова: «умба-юмба»! И вот мы индейцы. Наступило утро, взошло солнце (дети палочками рисуют в воздухе круг или выкладывают на ковре солнце с помощью палочек). Пора отправляться на охоту. Индейцы боевым кличем позвали своих коней (дети имитируют боевой клич, прикладывая ладонь ко рту: «А-а-а-а!», сели верхом на коней и отправились в путь (дети стучат ритмично палочками по полу, имитируя топот копыт, щёлкают язычком). Скачут индейцы день, скачут ночь, остановились, увидели следы. Чьи же это следы? ( дети высказывают предположения: «крокодила, мамонта, носорога»). Посмотрели в подзорную трубу (сложили трубу из палочек) и увидели носорога! Пустились в погоню! (дети быстро стучат палочками). Настигли носорога, метнули копья (дети имитируют метание копья «ух!») и поразили добычу. Индейцы развели огонь (дети перекатывают палочки в ладонях, сварили еду («помешивают» в котле еду, подкрепились («ам-ам») и устроили праздник.
Игра №10 «Бубен вождя». Задача – уметь передавать ритм ударов движением ног при ходьбе. Ход игры: Вождь (педагог) задаёт ритм шагов ударами в бубен. Индейцы идут друг за другом в ритме ударов и помогают себе игрой на палочках. Педагог передаёт бубен ребёнку, стоящему за ним. Ритм шагов придумывает ребёнок. Все идут в заданном ритме. Ребёнок передаёт бубен второму ребёнку. Игра продолжается. Возможно музыкальное сопровождение. Игра №11 «Учим палочку танцевать» (Играем с одной палочкой) Задача: учить детей передавать несложный ритмический рисунок. Ход игры: Тише, тише, палка спит. (палочка лежит на столе, указательный пальчик Палка – палочка лежит. правой руки поднести к губам) А теперь пора вставать, Будет палочка плясать (хлопают в ладоши) Пляшет палка у меня – Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм) Методические рекомендации: Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д. Игра №12 «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками) Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры: Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок. (стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно) Летом - серенький, зимой - беленький. (стучать палочками друг о дружку - крест на крест) По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык. (стучать торцом палочек одновременно по поверхности) Под кусточком присел, схорониться захотел. (палочки положить на поверхность) Игра №13 «Козлик» (Играем с двумя палочками) Задача: умение выразительно изобразить образ героя. Ход игры: Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять (сделать рожки на голове) Козлик ножками стучит, (стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности) По - козлиному кричит: Бе-е-е! (сделать рожки на голове) Игра №14 «Аты-баты» (Играем с двумя палочками) Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание. Аты-баты шли солдаты (стучать торцом палочек поочередно) Аты-баты на базар (стучать палочками друг о дружку - крест накрест) Аты-баты, что купили? (стучать торцом палочек поочередно) Аты-баты самовар. (стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
Игра №15 «Зарядка» (Играем с двумя палочками) Задача: развитие двигательной сферы, координации движений, внимания, мышления. Ножками затопали: топ, топ, топ! (стучать торцом палочек поочередно) Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп! (стучать палочками друг о дружку) Сели! Встали! (положить палочки на стол, поднять) Снова сели! (опять положить палочки на стол) А потом всю кашу съели! (погладить правой ладошкой себе животик) Игра №16 «Учим палочку танцевать» (Играем с одной палочкой) Цель: учить детей передавать не сложный ритмический рисунок. Тише, тише, палка спит. Палка – палочка лежит. (палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам) А теперь пора вставать, Будет палочка плясать (хлопают в ладоши) Пляшет палка у меня – Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм) Примечание. Ритм задает ведущий игры: Игра № 17 «Козлик» (Играем с двумя палочками) Цель: развитие выразительности и эмоциональности речи. Вышел козлик погулять, Свои ножки поразмять (сделать рожки на голове) Козлик ножками стучит, (стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности) По — козлиному кричит: Бе-е-е! (сделать рожки на голове) Игра №18 «Веселый мишка» (Играем с двумя палочками) Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк. Мишка весело шагал: Топ! Топ! Топ! Топ! (стучать торцом палочек поочередно) А потом он побежал: Топы-топ, топы-топ! (стучать торцом палочек поочередно) Вдруг споткнулся и упал: Бух! (положить палочки на стол) Отряхнулся и сказал: Ух! (поставить палочки на торец) Игра № 19 «Аты-баты» (Играем с двумя палочками) Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание. Аты-баты шли солдаты (стучать торцом палочек поочередно) Аты-баты (стучать торцом палочек поочередно) На базар (стучать палочками друг о дружку — крест на крест) Аты-баты, что купили? (стучать торцом палочек поочередно) Аты-баты (стучать торцом палочек поочередно) Самовар. (стучать палочками друг о дружку — крест на крест)
26 апреля 2024 в 03:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.