Литвинцева Елена Викторовна МБДОУ «Ромашка» музыкальный руководитель

Образовательное событие, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 Образовательное событие, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

 Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности. 

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Только в событийной общности совокупность связей и отношений находятся в гармоническом единстве.

  По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Практика проведения образовательных событий в моей работе ещё молода. Мной апробировано два музыкальных образовательных события, построенных  в жанре мюзикла  на  основе художественных произведений К.И.Чуковского «Муха - цокотуха», И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Структура образовательного события состоит из следующих этапов:

1 этап

– определение тематики образовательных событий

Начало  образовательного события начинается с организации взаимодействия с потенциальными участниками. Для этого  создается ситуация, вызывающая события: ситуации поиска ответов на разнообразные вопросы, ситуации неожиданности и новизны знания, ситуации осмысления образовательных потребностей, ситуации развития  инициативы и ответственности .

2 этап

– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому мною определяются  цели и задачи образовательного события.

В данных  мероприятиях участвовали  несколько педагогов, соответственно данную деятельность организовали  совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагоги определяют,  какие дополнительные ресурсы  необходимы для проведения образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями, определяются средства, необходимые для проведения события).

3 этап

– подготовка к образовательному событию

В процессе подготовки к образовательному событию проводятся:

  Творческие мастерские,  ребята готовят творческие работы:

  лепка, аппликация, выставки-развлечения, создание атрибутов к мюзиклу.

 Благодаря этим видам творческой деятельности у детей формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика. Также неоспорима роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определённые детали, осмысливают основные качества объектов.

  Практическая деятельность

 Разучивание сольных и хоровых партий, постановка хореографических номеров, постановочная работа актерского мастерства, исполнение песен под фонограмму, работа над сценической культурой, проговаривание текстового материала.

  Приобретая знания и навыки в области музыкального искусства, дети начинают понимать, что каждое музыкальное произведение имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность художественных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

  Работа с родителями.

 - Пошив костюмов, которые  изготавливались родителями совместно с педагогами. В помещении детского сада была организована «родительская мастерская» по пошиву костюмов и изготовлении декораций к мюзиклу.

- Разучивание русского народного хоровода в исполнении группы родителей.

-Оформление сцены по эскизу детей.

-Изготовление реквизита и декораций на «Родительских мастерских»

Игровая деятельность

Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, квест – игры, подвижные игры.

 Которые способствуют:

развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях  развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения;
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в  игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми,  в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

4 этап

– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия для всех участников, которые  не только создают продукт, но и  его успешно реализуют в постановке мюзиклов

На заключительном этапе образовательное событие становится личностно – значимой образовательной деятельностью, способствует повышению мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной (исследование, поиск, развитие).

5 этап

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии

Ребенок получает положительные эмоции, опыт, осознает себя неотъемлемой частью этого образовательного события.

показателями результативности считаю:

1. Проявление у детей интереса к новой форме развития творческих способностей

 2. Воспитание желания принимать активное участие детей в коллективной деятельности

3. Создание  условий для проявления детьми любви к художественным произведениям и музыкально – театральному творчеству

4. Активное привлечение и участие родителей в  воспитательно - образовательном  процессе  через участие в совместной деятельности

5. Использование разных видов деятельности способствует развитию творческих способностей

6 Результативная, сплоченная работа всех специалистов ДОУ

Итогом эффективной работы педагога всегда является улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на праздниках. В репертуаре каждого ребенка стало множество песен, танцев, игр.  

Список литературы

1.Гришаева Н.П. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии. Методическое пособие. ФГОС.-Вентана – Граф.-2017

 2.Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса (электронный ресурс) - http://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69

3. Ковалёва Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43). – С. 94-101

4.ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155

5.Эльконин Б. Д.  Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.   ISBN 5-7695-0794-2..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm# S p1]%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD

23 апреля 2024 в 08:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.