Литвинцева Елена Викторовна МБДОУ «Ромашка» музыкальный руководитель

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

песню по желанию детей, аккомпанируя  себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.

3. Игры на развитие ритмического слуха

«Кукла шагает и бегает»

Цель: Учить детей различать музыку разного ритма. Необходимо знание

песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:

1. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Коля с ней играть начнёт-

Кукла встанет и пойдёт.

2. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Таня с ней играть начнёт-

Кукла встанет и бежать.

Игровой материал: кукла.

Ход игры: Воспитатель даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из

куплетов песенки. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».

«Веселые молоточки»

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и

передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: Металлофоны или музыкальные молоточки, или

ритмические кубики, палочки и т.д. По числу играющих.

Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок

его повторяет:

Воспитатель: Возьмём молоточки мы , Вова , с тобой я первой сыграю, а

ты вслед за мной.

1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук

(Ребёнок повторяет) тук-тук-тук

С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук

(ребёнок повторяет) тук-тук-тук

Повтор песенки – запевки

2. Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук.

Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук.

Повтор песенки – запевки

3. Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук.

Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.

«Игрушки пляшут»

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и

передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.

Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.

Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,

Но не знают как, с чего начать.

Вышел заинька вперёд

Всем пример он подаёт

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по

столу. Задача детей повторить заданный рисунок. Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя взрослый.

4. Игра на определение жанра и развитие памяти

«Разбудим Таню»

Цель: Учить детей различать музыку разного характера: ласковую

колыбельную, весёлую плясовую. Выполнять действия соответствующие данной музыке.

Игровой материал: кукла, игрушки: собачка, петушок, мишка.

Ход игры :

Вариант 1: Воспитатель, напевая «Колыбельную», укачивает куклу. Затем

предлагает детям разбудить её. Дети зовут куклу по имени или хлопают в

ладоши под весёлую музыку – «кукла просыпается». При повторном исполнении песни куклу могут разбудить игрушки: «собачка», «петушок», «мишка».

Вариант 2: Дети слушают «Колыбельную» с фортепианным

сопровождением. Затем воспитатель предлагает одному ребёнку сесть на стул в центре комнаты и «спать», пока будет звучать музыка. По окончании пьесы остальные дети «будят» спящего (лают, как собачки, кричат как петушки, рычат как мишки). Сначала игра проводится без музыки. Далее исполняется «Колыбельная», девочка (Таня) «засыпает». Вслед за этим воспитатель говорит : «Сладко спит Таня, а как собачки её разбудят?». Дети подбегают, «лают» и Таня «просыпается». Игра повторяется. Выбирается новый ведущий и будят его уже «петушки» или «мишки». Можно усложнить игру, закончив её знакомой пляской.

5. Игры на развитие динамического слуха и чувства ритма

«Слушай и хлопай»

Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в

движении.

Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными

произведениями

Ход игры: Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под

громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают

лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.

Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального

сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш

деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется

«Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп.

Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.

«Послушный бубен»

Цель: Учиться играть на бубне различными способами, учиться играть

громко и тихо.

Игровой материал: Бубны по количеству участников игры

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к

воспитателю, бубен в левой руке. 

В бубен бей, бей, бей, В бубен бей веселей!

Произнося эти слова, воспитатель сам играет на бубне, ударяет по нему

правой рукой. Слова произносятся три раза подряд. Затем происходит смена

движения.

Пусть наш бубен отдохнёт,

Тихо песенку поёт

С этими словами воспитатель легко встряхивает бубен, звук лёгкий, тихий.

Слова произносятся три раза подряд. Игра продолжается.

«Лошадки»

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и

замедление.

Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от

шампуней и пр.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром

темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):

На молоденькой лошадке

Цок-цок, цок-цок,

Цок-цок, цок-цок!

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

А на старой да на кляче

Трюх-трюх-трюх,

Да в ямку – бух!

Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз.

Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело.

Все скачут под музыку в аудиозаписи.

6. Игра на развитие слухового внимания и силы звука

«Тихо - громко – очень громко»

Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в

движении.

Игровой материал: Бубен

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к

воспитателю. Воспитатель стучит в бубен тихо, затем громко, затем – очень

громко. В соответствии с громкостью звучания дети выполняют условные

движения. На тихое звучание стучат пальчиком о пальчик. На громкое звучание хлопают в ладоши. На очень громкое звучание топают ногами. В качестве образного сравнения можно предложить детям тихое звучание бубна называть «Лёгким дождиком», громкое звучание «Сильным ливнем», очень громкое звучание «Грозой».

7. Игра на развитие музыкальных представлений

«Гуляй - отдыхай»

Цель: Учиться слышать и определять настроение и характер музыки,

отражать его в движении.

Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными

произведениями.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать музыку.

Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку), под марш –

маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать. 

Воспитатель включает музыкальные отрывки в аудиозаписи. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.

8. Игра на развитие слухового внимания и чувства ритма

«Игра с молотком»

Цель: Учиться слышать метрическую пульсацию, не терять её ощущение с

изменением задания.

Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными

произведениями

Ход игры: Дети сидят за столами. Воспитатель произносит слова, а дети

выполняют действия под любую не очень быструю музыку. «Петя играет с

одним молотком» -  Дети стучат по столу одним кулаком. «Петя играет с двумя молотками» - Дети стучат по столу двумя кулаками одновременно. «Петя играет с тремя молотками» - Дети одновременно стучат по столу кулаками и топают правой ногой. «Петя играет с четырьмя молотками» - Дети одновременно стучат по столу кулаками и топают обеими ногами.

«Петя играет с темя молотками» - дети одновременно стучат кулаками по

столу, топают обеими ногами и кивают головой.

9. Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

«Наш оркестр»

Цель: Учить детей различным приёмам игры на инструментах

индивидуально и в ансамбле. Закрепить название инструментов, умение

различать их звучание на слух.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству

детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в оркестре на различных

музыкальных инструментах. Для этого дети должны правильно назвать

представленные музыкальные инструменты. Затем дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи. Играть могут как одновременно, так и с солистами. В качестве дирижёра выступает воспитатель. Когда игра будет усвоена детьми, на эту роль может быть выбран кто-то из детей.

10. Игра на развитие музыкального слуха и образных движений

«Совушка-сова»

Цель: Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.

Игровой материал: Маска совы

Ход игры: Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только

музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова.

Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей.

11. Игра на развитие музыкального слуха

и исполнительских способностей

«В гости песенка пришла»

Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального

сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских

песенок.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек,

рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель: 

В гости песенка пришла, и подарок принесла.

Ну-ка, Таня, подойди, что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить

песенку,  в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка,

зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку

индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может

упоминаться в песенке.

12. Игра на развитие музыкального слуха

«Музыкальная лесенка»

Цель: Учить слышать направление движения музыки, показывать его

жестом руки и на музыкальной лесенке.

Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого

конструктора), металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне песенку «Лесенка»:

Вот иду я вверх! Вот иду я вниз!

Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: Вот иду я

вверх! Затем ведёт игрушку вниз, напевая: Вот иду я вниз! Затем предлагает

поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку.

Слова можно изменять, соответственно изменяя темп и характер движения

игрушки по лесенке: «Вот бегу я вверх! Вот бегу я вниз!», «Вот скачу я вверх!

Вот скачу я вниз!». Затем отрывок песенки исполняется на металлофоне без

слов. Ребёнок должен понять, куда вести игрушку, вверх или вниз. Остальные дети  оценивают правильность выполнения задания.

13. Игра на развитие музыкального слуха,

певческого дыхания и творчества

«Веселая дудочка»

Цель: Совершенствовать умение брать и распределять дыхание, его

направление и силу. Без слов интонировать простые мелодии.

Игровой материал: Бутылочки из под витаминок по количеству играющих

детей.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям бутылочки из под витаминок и

предлагает представить себе, что это дудочки. Показывает, как можно в них

гудеть. Для того, чтобы добиться гудящего звука надо чтобы нижняя губа слегка касалась края горлышка бутылочки, а струя воздуха была достаточно сильной.

Для тренировки детям предлагают упражнение: погудеть, как большой пароход (низким звуком) и как маленький пароходик (высоким). Затем можно попробовать прогудеть «сыграть на дудочке» простую песенку, например «Весёлые гуси». Предложить детям самостоятельно ( по очереди, по желанию) придумать свою песенку.

14. Игра на развитие творческих представлений

«Солнышко и туча»

Цель: Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и

начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Игровой материал: Обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.

Ход игры:

Воспитатель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с

вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.

20 февраля 2021 в 14:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.