Литвинцева Елена Викторовна МБДОУ «Ромашка» музыкальный руководитель

Использование лэпбуков в музыкальном воспитании дошкольников

 Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании

дошкольников.

Введение федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании существенно изменило подход к организации образовательной деятельности дошкольников. Перед педагагами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.

Одной из форм реализации деятельного подхода в воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука, которая может применяться в любой деятельности, в том числе и в музыкальной для наиболее эффективного усвоения ребёнком учебного материала.

 Лэпбук представляет собой ламинированную папку с различными кармашкам, где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает дошкольников и позволяет преподнести детям нужный материал в занимательном виде.

Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.

Цель использования лепбука: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

Основные задачи:

1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).

4. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

Использование лэп бука в музыкальном воспитании

(из опыта работы)

Очень удобно использовать лэпбук в организации музыкального занятия, изготовленный в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы, он позволят использовать дидактический материал для  самостоятельной и индивидуальной  деятельности детей на занятии.

Составляющие лэпбука.

Музыкально-дидактическое пособие лэпбук «В мире музыки» создан  для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой картонную папку формата А 4, состоящую из четырех страниц.

На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.

• Музыкальные жанры.

• Музыкальный лад.

. Музыкальный ритм.

. Музыкальные инструменты

• «Ритмические загадки»: карточки с ритмическим рисунком.

• Карточки с изображением эмоций.

• Загадки о музыке.

• Наборное полотно

Музыкально-дидактическая игра «Три кита»

Данный дидактический материал представляет картинки - три кита музыки и конверт с набором карточек с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.

Цель:

обогащать музыкальный опыт детей и развивать умение определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки.

Взрослый предлагает ребенку прослушать отрывок музыкального произведения. Ребенок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения.

 «Ритмические загадки»

Цель: развитие у детей чувства ритма.

Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно играет ритм на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопывает его в ладоши.

Дидактическая игра на определение настроения музыки (музыкальный лад).

Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведе-ния, выражать настроение мимикой.

Ребенок слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответствующую карточку с эмоцией.

Алгоритм изготовления лэпбука по музыкальному воспитанию

1. Определение темы, типа лэпбука (групповой, индивидуальный, подгрупповой, назначение (форма музыкального центра, результат проектной деятельности, дидактическое пособие или игра).

2. Содержание (что дети должны освоить или закрепить, обобщить и т. д.).

3. Выбор формата лэпбука (А4, А3, альбомная или книжная ориентация, количество страниц) и изготовление чертежа- разметки лэпбука (продумывание формы, количества кармашков, окошек, мини-книжек, активных вкладок и т. д. и их расположение).

4. Изготовление всех намеченных элементов.

5. Объединение изготовленных элементов в единую папку-лэпбук.

6. Применение лэпбука в работе с детьми.

Преимущества использования лэпбука:

1. Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.

2. Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивиду-альных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.

3. Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятель-ность.

4. Вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов, сообщений и т. д.)

5. Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, особенно в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).

Так как процесс изготовления лэпбука является достаточно трудоёмким и требует чёткого представления о конечном продукте, для его оптимизации был выработан определённый алгоритм, который приходит в помощь при создании этой универсальной папки-книжки:

Результативность применения лэпбука в музыкальном воспитании

дошкольников

В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности нами получены положительные результаты:

1. Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.

2. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.

3. У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.

4. Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

2 апреля 2019 в 08:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.